20140327

Методики обучения сотрудников.

Давным-давно я тут писал пост про МОПС.
Сейчас хочу поделиться наблюдениями о том,
как происходит обучение в большинстве компаний.
На самом деле.
Я выявил три основных методики и назвал их соответственно.

Пловец.
Это когда чувака бросают в бассейн и у него нет вариантов кроме как начать плавать.
То есть сотрудник эффективно качается когда его кидают сразу в бой.
Не для всех это подходит.
Помимо скиллов плавания можно получить гидрофобию, обгаженный бассейн или утопленника.

Спираль.
Когда сотруднику дают сначала простой проект для вникания и осознания.
А потом когда всё получается - добавляют нагрузку.
На примере бассейна - его сначала учат ходить по лужам, потом принимать ванную,
потом дают поплескаться в "лягушатнике" и только потом уже пускают в бассейн.

Наблюдатель.
Это когда человек должен комментировать действия не прикасаясь к системе.
То есть он должен комментировать всё то что делает опытный сотрудник, прикрепленный к нему до формирования синхронного виденья ситуации.

И когда понятно что он осознал всё на уровне его ведущего - ему дают в руки систему.
Аналогия с бассейном: когда тренер плещется в воде, а обучаемый должен на берегу повторять все движения.


Вот те методики с которыми я сталкивался.
Мне кажется, что они основные и на их базе строятся остальные.

А какие встречали вы?
Расскажите как обучали вас и как обучаете вы?

7 комментариев:

  1. Прикольно, в таком духе можно еще аналогии провести: няньки, кураторы, партнеры, физруки, испытатели, преподы...

    ОтветитьУдалить
  2. Хм, я с ходу не помню пловцов, нет, были те, кто поставленный в экстремальные условия выдавал результат. И даже решал проблему. Но вот вместо обучения появляется навык забивания костылей.
    Я не знаю как назвать этот подход правильно, скорее всего он ближе к спирали... Задачи ставятся по нарастающей, дается время подумать самому, предложить решение. Если решение не получается, то можно позадавать наводящие вопросы, показать место где решалась аналогичная задача. Обсудить в процессе кодеревью как можно улучшить предложенное решение.
    Но это все опыт обучения программистов, 8 лет в ВУЗе и 7 лет как руководитель разработки.

    ОтветитьУдалить
  3. меня обучали методом дайвинга. причем без гидрокостюма и без кислорода за спиной.
    а я хз.
    я сначала изучаю человека, скилы которым владеет, что хочет, а там уже или дайинг, или бассейн, или еще как -то, но в руках у меня всегда спасательный круг)

    ОтветитьУдалить
  4. меня обучали первым способом. Но рядом плавал хороший пловец.

    потом этой компании внедрили такую систему обучения, когда в сжатые сроки тестировщик изучает много проектов по очереди, которые сейчас в работе, но никак не пересекается с продакшеном. сам с собой - развернул, потестил, следующий.
    то есть как бы тренер берет и давай по бассейнам таскать - вон смотри какой бассейн! а вот еще круче! и вот этот!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. не могу точно сказать, я как раз ушла когда это внедрили.
      знаю только что быть тренером такого новенького достаточно геморойно - мне дали новичка внезапно и мне пришлось бежать на пару дней впереди него, разворачивая все те проекты, что были у него в плане, чтобы быть готовой ответить на вопросы. А я участвовала не во всех и видела в первый раз их.
      ну и план этот у новичка расписан буквально по часам что делать.

      Удалить
  5. Thanks for sharing, nice post! Post really provice useful information!

    FadoExpress là một trong những top công ty chuyển phát nhanh quốc tế hàng đầu chuyên vận chuyển, chuyển phát nhanh siêu tốc đi khắp thế giới, nổi bật là dịch vụ gửi hàng đi đài loan và dịch vụ gửi hàng đi canada uy tín, giá rẻ

    ОтветитьУдалить

Ваш комментарий очень важен для нас.